KMO_085553_04846_1_t218_232132
Столичному мусору отмерили семь лет. Минприроды попросили исправить законодательство об отходах

Как стало известно “Ъ”, в Минприроды поступили предложения изменить законодательство для упрощения процедуры создания мусорных объектов в Москве. Знакомый с ситуацией собеседник “Ъ” говорит, что поправки разработаны властями столицы. Речь идет о замене общественного обсуждения проектов создания таких объектов на решение специальной комиссии, а также сокращении размера санитарно-защитных зон для создания «погрузочно-разгрузочных железнодорожных кластеров». Источники “Ъ” связывают предложения с идеей вывоза мусора из Москвы, обсуждаемой мэрией и компанией РЖД. Отраслевые эксперты признают, что ситуация с отходами в Москве «тяжелая», ее не решить в рамках действующего законодательства, однако сомневаются, что Минприроды возьмет на себя ответственность за такие поправки.
Закон об отходах и ряд других нормативно-правовых актов могут изменить для «упрощения порядка создания» объектов мусорной инфраструктуры в Москве. По словам знакомого с ситуацией источника “Ъ”, предложения подготовлены столичным правительством и уже переданы в Минприроды и Росприроднадзор в неофициальном порядке, без сопроводительного письма. Согласно документу (есть у “Ъ”), с учетом дефицита мусорных мощностей предлагается предусмотреть в законе об отходах возможность строительства и эксплуатации в субъектах РФ площадок «накопления обработанных твердых коммунальных отходов для складирования отходов на срок до семи лет». Сегодня максимальный срок хранения отходов на временных площадках составляет 11 месяцев. Необходимость таких изменений, в частности, связана с тем, что эксплуатация свалок в черте Москвы возможна только до 2025 года, говорят источники “Ъ”, а временные площадки частично решат проблему нехватки мусорных мощностей.

Кроме того, столичные власти настаивают на уменьшении размера санитарно-защитных зон сортировочных станций, объектов обезвреживания и перегрузки твердых коммунальных отходов (ТКО). Для мусоросжигательных заводов такая зона может составить 300 м (сегодня — 500 м для объектов мощностью до 40 тыс. тонн отходов в год и 1000 м для объектов мощностью cвыше 40 тыс. тонн ТКО в год), а для станций переработки и сортировки отходов «с использованием открытой площадки обращения с принимаемыми отходами» сократится с тысячи до 500 м. Ранее глава столичного департамента природопользования Антон Кульбачевский обращал внимание на необходимость создания объектов по обработке, обезвреживанию и утилизации отходов — экотехнопарков. Но в Москве, по его словам, их не получится создать из-за отсутствия свободных площадей для санитарно-защитной зоны, пояснял он.

Уменьшение таких зон необходимо и для создания «погрузочно-разгрузочных железнодорожных кластеров», говорится в документе. Минимальный размер санитарной зоны — 100 м — предлагается для объектов сортировки и переработки «с использованием оборудованных зданий, строений и закрытых сооружений для обращения с принимаемыми отходами» и «мобильных установок для сортировки или перегрузки несанкционированных свалок ТКО». По словам собеседника “Ъ”, это совпадает с размером железнодорожных полос отвода. Отметим, Минприроды ранее обсуждало с РЖД проект организации вывоза мусора из Москвы в регионы: чиновники поясняли “Ъ”, что это идея природоохранного ведомства, но достигнуть договоренности с РЖД по тарифным решениям им не удавалось. Вчера в правительстве Москвы не смогли оперативно ответить на просьбу “Ъ” прокомментировать проект. При этом, по словам знакомого с ситуацией собеседника “Ъ” в мэрии, идея вывоза ТКО с помощью железных дорог исходит от властей Москвы. Другой источник “Ъ” отмечает, что в мае проект обсуждался в правительстве РФ, и РЖД «выразили готовность участвовать». Вчера в Минприроды “Ъ” сообщили, что идея все еще обсуждается. В РЖД отказались комментировать проект.

Также предлагается изменить Градостроительный кодекс, отменив проведение публичных слушаний при изменении вида разрешенного использования земель для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, что должно обеспечить проведение «срочных и среднесрочных инициатив правительства Москвы по строительству объектов по обращению с ТКО». Обязательные общественные слушания в рамках государственной экологической экспертизы при строительстве мусорных объектов предлагается заменить «на решение специальной комиссии».

Предлагаемые меры «существенно упрощают выделение земли под строительство объектов обращения с отходами и позволяют не обсуждать эти проекты в том режиме, как это происходит сейчас», сказал “Ъ” Алексей Макрушин из ассоциации ЖКХ «Развитие». «Ситуация в Москве и Московской области с отходами действительно очень тяжелая, и вряд ли ее можно быстро разрешить в рамках действующего законодательства,— добавил он.— Поэтому, думаю, для разрешения этой проблемы возможно сделать послабления в законодательстве, если будет обеспечен контроль со стороны правительства». При этом он подчеркнул, что «правильно рассматривать этот план как разовое исключение, сделанное для конкретного случая, а не как постоянную систему отношений». В целом источники “Ъ” в отрасли обращения с отходами называют маловероятной возможность введения предлагаемых изменений в законодательство именно из-за их распространения на все субъекты РФ. Также они сомневаются, что «Минприроды, которому, вероятно, придется вносить поправки, возьмет на себя ответственность за такую идею».