Diejn5FWkAEu2Pe
Эксперты: Российский экологический оператор будет гарантом завершения мусорной реформы

Российский экологический оператор сможет дать новый импульс развитию отрасли переработки отходов, сделает более эффективным институт расширенной ответственности производителя и станет гарантом мусорной реформы в стране, считают эксперты.
Президент России Владимир Путин 14 января 2019 года подписал указ о создании компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами — Российского экологического оператора (РЭО). У госкомпании будет широкий инструментарий: она сможет формулировать предложения по изменению законодательства РФ, будет проводить экспертизу региональных территориальных схем по обращению с мусором и объединять их всех в единую схему страны, разрабатывать проекты федеральных госпрограмм поддержки инвестиций, выпускать облигации, покупать землю, предприятия, оборудование и приобретать доли уставных капиталов других компаний. Также РЭО будет формировать библиотеку лучших типовых проектов для отрасли, разрабатывать и продвигать новые технологии. Участники индустрии возлагают на госкомпанию большие надежды.

«Создание Российского экологического оператора — четкий сигнал руководителям регионов, инвесторам, участникам рынка, предпринимателям, что государство намерено довести дело по созданию отрасли по обращению с отходами до логического завершения», — сказал ТАСС советник губернатора Московской области в ранге министра, экс-министр экологии региона Александр Коган.

Этот же аспект отметил в разговоре с ТАСС исполнительный директор Ассоциации региональных операторов «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. «РЭО станет серьезной поддержкой для региональных операторов и потенциальных инвесторов. Это сигнал бизнесу о том, что государство выступает гарантом проводимой реформы», — сказал он.

Поддержка отрасли в регионах
Большинство опрошенных ТАСС экспертов поставили инвестиционные возможности РЭО над полномочиями по реформированию правил игры на рынке. Так, по словам Губайдуллина, возможность госкомпании софинансировать региональные проекты в мусорной отрасли в том числе из средств экологического сбора, разработка мер экономического стимулирования и инвестиционных программ — наиболее важные инструменты единого оператора. «Такая поддержка весьма важна для развития полноценной инфраструктуры в регионах. Далеко не каждая компания со статусом регоператора способна профинансировать строительство необходимых объектов», — пояснил он.

По словам председателя «Союза переработчиков пластмасс» Михаила Кацевмана, важно привлечь инвестиции именно в небольшие региональные предприятия, чтобы подтолкнуть развитие инфраструктуры сбора отходов и их переработки. По мнению министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Евгения Хромушина, крупный инвестор со свободными средствами требуется и встающим сейчас на ноги региональным операторам.

«Регоператоры строят заводы сейчас, а окупаться они будут в течение многих лет. Они должны привлекать какие-то консолидированные финансовые активы для строительства в области [обращения с отходами]«, — сказал глава МинЖКХ Подмосковья.

Инвестиции на примере Подмосковья
Московская область — самый загруженный коммунальными отходами регион России. Подмосковье занимает 0,25% площади России. При этом на его территории по итогам 2018 года было захоронено около 11,4% всего бытового мусора страны — около 8 млн т (данные Когана). Пережив несколько скандалов в 2017-2018 годах из-за эксплуатации устаревших полигонов и дефицита места для складирования отходов, регион начал создавать современную отрасль практически с нуля. Она будет состоять из четырех мусоросжигательных заводов и 12 комплексов по переработке отходов, совокупная стоимость всех этих предприятий — порядка 150 млрд рублей.

С учетом этого, потребность инвестиций в развитие отрасли обращения с отходами и переработки бытового мусора в Московской области Коган оценил в 160-170 млрд рублей.

Облигации и экосборы
По мнению экспертов, крупнейшим инструментом для привлечения внешних средств через РЭО на инвестиции в отрасль могут стать «зеленые» облигации. Средства от эмиссии этих долговых бумаг можно направлять только на экологические проекты. Первое в России размещение «зеленых» облигаций произвела компания «Ресурсосбережение ХМАО» 19 декабря 2018 года на Московской бирже, их номинальная стоимость составила 1,1 млрд рублей. По словам Когана, эта категория долговых бумаг привлечет не менее 40 млрд рублей в перспективе в индустрию обращения с отходами.

Другой, но наиболее важный инструмент для привлечения средств в реформирование отрасли обращения с мусором в России, — это институт расширенной ответственности производителя (РОП). Согласно этому принципу, производители товаров, обращающихся на территории РФ, должны платить экологический сбор за их утилизацию или заключать договоры на переработку отходов от своей продукции (преимущественно речь об упаковке). В Минприроды РФ ожидают, что до 2024 года предприятия отдадут в бюджет порядка 15 млрд рублей экосборов, отмечая, что платеж в этой системе не самоцель, а лишь стимул для компаний организовать утилизацию своей упаковки.

По данным заместителя генерального директора «Лиги переработчиков макулатуры» Дениса Кондратьева, сейчас в России доля товаров, за которую производитель отвечает в рамках РОП, и ставка экосборов слишком малы, чтобы институт в целом работал эффективно. По его словам, норматив утилизации для бумаги в РФ — 18%, пластика — 10%, металла — 15% и стекла — 15%, в то время как в Европейском союзе все 100% вторичных материальных ресурсов подлежат переработке.

«Расширенная ответственность производителей — это кровеносная система отрасли, это основа, на которой зиждется система успешных практик Евросоюза, но у нас она не работает. Допущены фундаментальные ошибки, большинство из них сконцентрировано в подзаконных актах. РЭО должен запустить этот механизм, чтобы РОП заработал», — добавил Кондратьев.

В Ассоциации производителей стеклянной тары РФ также выразили надежду, что работа РЭО в перспективе улучшит собираемость вторичных материалов. «Сегодня значительная часть стекольных отходов проходит мимо мусоросортировочных комплексов или не сортируется вовсе. Практика показывает, что без сильной руки государства, которое сделает первый шаг по реформированию системы обращения с отходами, полномасштабного внедрения добиться будет нельзя. В этой связи мы бы хотели ожидать от РЭО консолидации ресурсов (в нашем случае, стеклобоя с мусоросортировочных станций) с целью роста предложения доступного для вторичной переработки стекла», — сообщил ТАСС член президиума ассоциации Ватан Абдурахманов.

При этом он выразил опасение, что появление крупного государственного игрока на рынке обращения с отходами может сдерживать рост конкуренции.

Унификация подходов
По словам председателя совета директоров «Экотехнологии» Константина Рзаева, РЭО также выступит органом для унификации правил игры в «чувствительной» отрасли, напрямую соприкасающейся с людьми. «Нам нравится, что появится единый орган, который будет правоустанавливающим для отрасли. В каждом регионе свои правила и нормы, в каждом по-разному воспринимают стандарты и цели, поставленные президентом», — пояснил он.

«Первым шагом оператора, должно стать создание единых для всех экологических стандартов строительства современной инфраструктуры. Они должны содержать требования к оборудованию, к объему переработки, к обезвреживанию «хвостов» (непригодные для переработки материалы, оставшиеся в конце производственной цепочки — прим. ТАСС), к переработке органики, к технологии очистки газов, к температуре термической обработке и технологиям обезвреживания. Инфраструктура должна быть экологически чистая, абсолютно безвредная и приносить пользу, можем поделиться наработанным», — добавил Коган.

Эксперты отметили важность информационного сопровождения мусорной реформы в стране, которым будет заниматься РЭО. По словам Губайдуллина, от этого зависит успех новой системы обращения с отходами.

Государственный контроль
По мнению Абдурахманова, при грамотном использовании контролирующих функций РЭО получится добиться прогнозируемого поведения всех участников рынка, в том числе поставщиков вторичного ресурса, чего сейчас нет. «Участие государства в качестве партнера позволит обеспечить законность схемы переработки, сократив долю теневого бизнеса», — добавил он.

Губайдуллин, в свою очередь, указал на значение централизованной экспертизы территориальных схем обращения с отходами регионов, чем тоже будет заниматься единый оператор. «От того, насколько качественно они сделаны, по большому счету, зависит возможность реализации реформы. Любые некорректные данные, внесенные в этот документ, могут привести к большим проблемам в работе регоператоров», — сказал эксперт.

В целом все эксперты отметили, что РЭО получила очень широкий инструментарий для того, чтобы успешно реализовать свои задачи. Теперь отрасль настороженно ждет, кто возглавит единого оператора, и какая у него будет структура. «Сама идея — хорошая, важно, что за команда будет там работать. Если профессионалы — замечательно», — резюмировал Кондратьев.

Согласно указу президента, устав РЭО и положение о наблюдательном совете должны быть утверждены до 14 февраля 2019 года. Компания должна быть зарегистрирована и размещена в Москве до 14 апреля 2019 года.

Источник: https://tass.ru