rabota-na-vsu-zhisn_jpg_1491228361
Cомов Н.В. «Апрельские тезисы»…

Четвертый год подряд продолжается спад в промышленности строительных материалов. Не успев оправиться от кризиса 2008-2009г.г., когда наблюдался спад 35-48% в зависимости от вида строительных материалов, последующий подъем в 30-40% не обеспечил выход на уровень 2008 года (за исключением АГБ – нового для России товара).
За последние три года наблюдается спад по всем строительным материалам
(см. Таблица №1)

Объемы строительных работ.

На протяжении последних 5 лет объемы работ, выполняемых по виду деятельности «Строительство» стабильно сокращаются. По итогам 2017 г. объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», сократился на 1,4% по сравнению с уровнем предыдущего года. То есть, даже с учетом крупных инвестиционных проектов, таких как Крымский мост, строительство стадионов и объектов транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу-2018, строительство газопроводов «Сила Сибири» и «Турецкий поток» с их инфраструктурой и др., в сопоставимых ценах объемы строительства стабильно сокращаются уже на протяжении 5 лет.
(см. Таблица №2 и Таблица №3)

Если верить этим данным, возникает вопрос: из чего строили?
В настоящее время огромная часть предприятий работает на грани или ниже уровня рентабельности. Цены на продукцию повысились на 20% в течение 9 лет. Однако, цены на энергоносители, к примеру, повысились в 2,0-2,5 раза.

Данные ООО «Силикатстрой»
(см. Таблица №4\5)

Тарифы на ж/д транспорт повысились за период с 2015 года по 2018 год в следующих диапазонах.

Пример перевозка грузов за период с 2015 года по 2018 год .
Вес , вид груза и расстояние постоянно одно и то же.

Груз кирпич силикатный, вес груза 69,5 тонн, тип перевозки – ж.д.полувагон .

Расстояние Ст.Дзержинск – ст.Киров Котласский

2015 год
Ж.д. тариф – 26714 рублей за вагон – затраты на перевозку на 1 ф.шт кирпича – 1р.65 копеек

2016 год
Ж.д. тариф – 29470 рублей за вагон – затраты на перевозку на 1 ф.шт кирпича – 1р.82 копеек

Август 2016 год
Ж.д. тариф – 45516 рублей за вагон – затраты на перевозку на 1 ф.шт кирпича – 2р.82 копеек

2017 год Март
Ж.д. тариф – 46770 рублей за вагон – затраты на перевозку на 1 ф.шт кирпича – 2р.89 копеек

2017 год Апрель
Ж.д. тариф – 48541 рублей за вагон – затраты на перевозку на 1 ф.шт кирпича – 3р.00 копеек

2017 год август
Ж.д. тариф – 49500 рублей за вагон – затраты на перевозку на 1 ф.шт кирпича – 3р.06 копеек

2018 год январь
Ж.д. тариф – 54923 рублей за вагон – затраты на перевозку на 1 ф.шт кирпича – 3 р.40 копеек

2018 год апрель
Ж.д. тариф – 60988 рублей за вагон – затраты на перевозку на 1 ф.шт кирпича – 3 р.78 копеек

Зачастую стоимость груза ниже стоимости ж/д тарифа.

Для примера перевозка силикатной перегородочной плиты в железнодорожном полувагоне до станции Анапа стоит 130000 рублей, а стоимость самой продукции в вагоне при полной норме загрузки 120 000 рублей. То есть стоимость перевозки превышает стоимость самого товара.

На фоне снижения объемов производства основной задачей предприятий становится проблема выживания. Практически ежемесячно банкротятся 2-3 керамических завода. В данный момент 7 силикатных заводов находится на стадии банкротства или продажи. Выставлены на продажу 5 заводов по производству АГБ.

Сейчас началась «война бюджетов»: предприятия, «накопившие жирок», выживут, а те, у кого нет дополнительных ресурсов – умрут.
Вопрос, сколько предприятий выживет остается открытым. Указ любимого вновь избранного президента о строительстве 1 м2 на человека никто не отменял. Но уверяю, что выживших предприятий не хватит даже на 0,5м2 на человека. Необходимо будет строить новые.

В отчете Министерства строительства РФ за 2017 год и планов на 2018 год ставились следующие задачи на 2018 год:
1. Строительство стадионов к ЧМ по футболу
2. Восстановление Соловецкого Архипелага
3. Строительство космодрома «Восточный»
4. Развитие Дальневосточного Региона
5. Адресная поддержка: Владивосток, Калининград, Саратов, Палех, Сергиев Пасад, как центр Православия

Как видно, задачи крупномасштабного спасения строительной отрасли не стоит. Можно сделать вывод, что волна банкротств строительных организаций и предприятий по производству стройматериалов в 2018 году будут продолжаться.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. Для стимулирования строительной отрасли необходимо разработать и реализовать систему строительства так называемых «доходных домов», сдавать возводимое жилье населению в аренду с правом последующего выкупа. Это позволит решить сразу несколько проблем: загрузить производственные мощности предприятий по производству стройматериалов, обеспечить работой строителей, решить извечный российский квартирный вопрос, вывести строительную отрасль из состояния глубокого кризиса.
2. Остановить действие поправок к ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…» № 214-ФЗ от 30.12.2014г. на 2-3 года, доработать внесенные поправки (если они вообще нужны), и после тщательной переработки, ввести в действие.
3. Снизить ставки по ипотеке до 2-3%.
4. Заморозить или снизить тарифы на энергоносители на период кризиса, так как строительные материалы довольно энергоемкие в изготовлении.
5. Снять или снизить НДС с предприятий стройиндустрии.
6. Заморозить или снизить ж/д тарифы на перевозку строительных материалов. Ж/д тарифы во многом подорожали после усиления весового контроля на автомобильных дорогах. Перевозки автомобильным транспортом оказались невыгодными, загрузка на сегодня составляет ½ от грузоподъемности, можно снять ограничения на автодорогах.
7. Обязать энергогенерирующие предприятия (газ, электроэнергия, вода, канализация) за счет собственных средств проводить мероприятия подключению к энергоресурсам зданий. Продавец должен платить за право продавать
8. Что касается сферы природоохранного законодательства. Ситуация сложилась таким образом, что сегодня, для выполнения норм законодательства нужно переоборудовать и модернизировать большую часть предприятий стройиндустрии. При переходе на такие жесткие нормы нужен адаптационный период 10-15 лет. Карательными мерами запрещения и штрафами (от 300 тыс. и более) проблему решить невозможно. Штраф станет очередным бременем для предприятия, средств на модернизацию взять будет просто неоткуда. Абсурд, если известь, которую мы улавливаем в циклонах использовать вторично нельзя, т.к. нужно иметь лицензию на утилизацию.

Согласно «Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», подготовленный Министерством экономического развития РФ в сентябре 2017 года, в 2018-2020 гг. темпы роста производства «прочей неметаллической минеральной продукции» составят +2,7…+2,9% в год (суммарно рост составит около 8,5% к уровню 2017 г.) При этом производство цемента за период с 2018 по 2020 г. увеличится на 14,7% (темпы роста будут увеличиваться с 3,0% в 2018 г. до 6,2% в 2020 г.). Производство ЖБИ вырастет на 12,3% (при этом темпы роста производства, напротив, будут снижаться с 8,0% в 2018 г. до 1,0% в 2020 г.). Производство же строительного кирпича (керамического и силикатного) в прогнозном периоде и вовсе снизится на 17,9%! При этом на долю строительства домов с кирпичными стенами в последние годы, по данным Росстата, стабильно приходится около трети от общего объема возводимого в стране жилья. Из чего в ближайшие 3 года планируется строить все больший объем жилья (МЭР РФ прогнозирует рост на +14…+15% к уровню 2017 г.) становится не понятно.

Таблица №1

Таблица №3