6bdd96f21ac16ade4a2a5ab9cfe6e79f
Кто будет разгребать отходы?

Как стало известно, в ведение Минприроды перейдут полномочия Минстроя в сфере госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере обращения с ТКО (за исключением вопросов тарифного регулирования).
Может ли Минприроды управлять отраслью обращения с отходами рассказывает заместитель генерального директора Лиги Переработчиков Макулатуры – Денис Кондратьев.

Кто бы не взял на себя руководство системой обращения с отходами в России, в ней существуют коренные проблемы. И пока эти проблемы не будут решены, никакого эффекта мы не получим.

Проблема № 1 — БезОтветственность

В Административном кодексе РФ отсутствует какое бы то ни было наказание за не сданную отчётность или за не выполнение РОП. Пока ответственность не будет прописана, ни одно ведомство не сможет что-либо изменить. Никому не страшно, поскольку никого наказать не могут. А если наказания нет, то зачем про эту проблему думать и какие-то действия по её решению предпринимать?

Проблема № 2 — Обратный KPI

Давайте сравним, что происходит в сфере обращения с отходами в России и в Европе. Возьмём запрет на захоронение вторичных материальных ресурсов. По нашему закону запрещено закапывать на полигонах то, что УЖЕ отобрано при раздельном сборе или на сортировке.

Это нелепо! Давайте провозгласим — «Мы запрещаем закапывать на полигонах золото!». Но никому же и в голову не придёт это делать! Кто будет вторичное сырьё, уже отобранное и готовое к продаже, вывозить на захоронение. У этого вторсырья есть ценность, за него платят деньги! И его всем не хватает!

По макулатуре колоссальный дефицит в стране, по ПЭТ-бутылке — то же самое. Кто будет закапывать чистое отобранное сырьё? Для чего нужно это постановление — совершенно непонятно!

Все российские ведомства уже пришли к согласию о том, что 70% ТКО — это вторичные материальные ресурсы, необходимые отрасли переработки, нужны другим отраслям промышленности: целлюлозо-бумажной, химической, металлургической, текстильной.

Что мы видим в аналогичном законе в Европе? Там в принципе запрещено осуществлять захоронение ТКО. Нельзя сжигать, нельзя захоранивать — как хотите, так и перерабатывайте! К 2030 году они собираются захоранивать только 10% от всего мусора. Это означает, что 90% должны быть обязательно переработаны. Одновременно с этим в Европе проводится работа по сокращению потребления продукции, которая не перерабатывается.

В итоге, закон в России в этой части не только не работает – он ещё и несёт колоссальные негативные последствия, например, для регоператора. Те сортировочные станции, которые будут работать на сортировку, легко могут отсортировать тетрапак, который в России в настоящее время не перерабатывается, по причине того, что основная масса заводов не хочет связываться с этим продуктом, так как он сильно загрязнён пищевыми отходами. Но что с ними потом будет делать регоператор? Захоронить нельзя, а переработать тоже невозможно! При этом обычная макулатура, при отсортировке её из ТКО без наличия раздельного сбора оказывается загрязнённой и переработчики её тоже брать откажутся!

Мы должны ставить KPI на снижение объёмов захоронения, а не на увеличение объёмов переработки. Как только мы поставим запрет на захоронение, то сразу же расцветут те компании, которые так или иначе отсортировывают вторичное сырьё из ТКО и перерабатывают его.

Проблема № 3 ­ – Плохой копипаст

Мы скопировали европейскую систему обращения с отходами неправильно. Сравним её с самолётом, который стоит на взлётной полосе и не может взлететь. Можно менять команду, лётчиков, диспетчеров, довести до белого каления пассажиров — самолёт не взлетает, поскольку в нём… нет топлива! Самолёт не заправлен, вернее топлива в нём — на 20% полёта. Кто же сядет в самолёт, если топлива в нём на 20% пути?

Мы говорим про нормативы утилизации, установленные на уровне 15-20%. Пока самолёт не заправят на все 100% он никуда не полетит!

Вся эта реформа и перенос ответственности с одного ведомства на другое — это бессмысленно! Экономика вещь неумолимая. Невозможно сделать так, чтобы самолёт полетел, если его не заправили топливом. И не важно, кто сидит при этом за штурвалом.

Пока в системе нет денег – она никуда не двинется! И все проблемы, которые появляются в последние несколько лет – ясно об этом свидетельствуют. Нам обещают увеличить собираемость средств не поднимая нормативы утилизации. Предыдущий глава Минприроды обещал собрать на решение этих проблем 6 млрд, собрал всего один. И история повторяется.

Не нужно обещать или менять руководителей. Нужно поднять нормативы утилизации до 100%. И тогда все средства на развитие отрасли будут собираться сами, по графику. Если вы хотите перелететь Атлантику — заправляйте самолёт полностью. Иначе самолёт рухнет и утонет в океане.

Чудес не бывает! Система без денег – не работает! Какое бы ведомство не взялось за проблему ТКО нужно менять подход к решению проблемы, иначе ничего не получится!