Перевозки нерудных строительных материалов: совершенствование рыночных связей в цепочке поставщик-заказчик

*** Local Caption *** ѕ–ќЎ≈Ћ ¬ є ќ“ 29.09.08

КРУГЛЫЙ СТОЛ
Перевозки нерудных строительных материалов: совершенствование рыночных связей в цепочке поставщик-заказчик

В ходе «круглого стола» были рассмотрены вопросы добычи и транспортировки нерудных строительных материалов в России и современный уровень взаимодействия компаний в цепочке поставщик-заказчик.
В частности, эксперты оценили качество услуг, предоставляемых транспортными и логистическими компаниями, сравнить различные способы доставки нерудных материалов: железнодорожным, водным и автомобильным транспортом.
Также участники обсудили возможности построения наиболее эффективных маршрутов, повышения рентабельности бизнеса за счет совершенствования тарифной политики и сокращения издержек.
Вице-президент ассоциации «Карьеры Евразии» по взаимодействию с ОАО «РЖД» – генеральный директор ООО «Северснабкомплект» Виталий Федотов обозначил основные проблемы отрасли, в числе которых сезонная нехватка вагонов, «непонятная» тарифная политика от операторских компаний. Также Виталий Федотов поднял вопрос ограничения инфраструктуры и низкой конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

«Сейчас активно обсуждается вопрос о том, как забрать грузы с автотранспорта на железнодорожный. Для ценных грузов это, наверное, возможно, а для нас проблематично – средняя скорость доставки грузов сейчас 3,5 км/час, а машина прибывает за сутки. Соответственно оборот денег совсем другой», — сказал Федотов.

Исполнительный директор НП «Национальное партнерство Ассоциаций и Союзов предприятий промышленности строительных материалов» Владимир Сергеев представил причины и прогнозы падения объемов железнодорожных перевозок нерудных материалов. По его словам, с 2007 года перевозки железной дорогой снизились в 2,5 раза. Это связано с тем, что значительно уменьшилось количество предприятий, имеющих подъездные пути (с 500 до 380).

Кроме этого, очень большой объем щебня поступал из Украины. Когда закончилось строительство, посвященное Чемпионату мира по футболу, весь украинский щебень оказался на складах в России – это более 50 млн кубических метров. Спасло ситуацию в 2015 году постановление Правительства «О лицензировании импорта щебня и гравия». Предприятия отрасли смогли сократить складские остатки гранитного щебня и увеличить объемы производства, кроме этого они планируют в 2016 году остановить сокращение персонала и вывести свои предприятия на максимальную производственную мощность».

Также Сергеев отметил, что исключение основных производителей щебня с рынка Центрального федерального округа привело к сокращению перевозок на расстояния более 1000 км и резкому росту перевозок на расстояния менее 500 км. Фактически перевозки с общероссийских стали внутрирегиональными — в результате автомобильные перевозки стали выгодней.

Среди возможных решений существующих проблем спикер отметил применение тарифного коридора с понижающим коэффициентом 0,75 до 3 тыс. км, вместо нынешних 1100 км.

Руководитель комиссии по ж/д транспорту, член правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Андрей Громовой выступил с предложением внести изменения в тарифную политику в зависимости от сезонной динамики. По его словам, нужно применить в первом квартале скидку в 10%, на второй квартал оставить ноль, на третий – прибавить 10%, на четвертый — снова вернуться к нулю. «Это помогло бы стимулировать работу в начале года, а также организовать зимний завоз и произвести заготовку щебня заранее, что в дальнейшем позволило бы развести грузопотоки», — уточнил Громовой.

Заместитель начальника – начальник управления движения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» Анатолий Кужель сообщил, что за 2015 год в России погружено 129,1 млн тонн строительных материалов, что на 7,7% меньше, чем в 2014-м, а объем импорта за 2015 год уменьшился почти вдвое. Что касается экспорта, то по сравнению с 2014-м годом он увеличился на 37,6%.

В том, что касается маршрутизации щебня, Кужель отметил – на станциях ОАО «РЖД» предусмотрена организация 164 назначений отправительских маршрутов с инертными грузами. За январь использовалось только 25 назначений. В целом с начала месяца принято к перевозке 83 маршрута – это 4,4 тысячи вагонов. Таким образом, уровень маршрутизации строительных грузов составил 19%.

«Необходимо отметить, что для оптимизации вагонопотоков и ускорения пропуска вагонов с инертными грузами, Планом формирования грузовых поездов на 2015-2016 годы предусмотрено 93 назначения станционных маршрутов для технологических целей. Из них 48 назначений на Октябрьской железной дороге, и по 13 на Свердловской и Красноярской», — уточнил он.

Отдельно начальник управления движения рассказал о работе по повышению эффективности перевозочного процесса, в том числе об инновационной услуге перевозки по расписанию с согласованием времени отправления и прибытия с грузовладельцем. Таким образом, за весь 2015 год удалось перевезти более 23 тысяч грузовых поездов, что на 59% превышает показатель предыдущего года.

Начальник департамента реализации тарифной политики в области грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» Алевтина Кириллова сообщила, что тарифы на перевозки нерудных материалов, с учетом всех понижающих коэффициентов сегодня являются самыми низкими, определяются по ставкам и правилам Прейскуранта №10-01, и едины для всех.

Также начальник департамента рассказала о динамике перевозок щебня из Карелии, связанной с вступлением в силу изменений в приказ Минтранса России от 21 декабря 2009 года № 245. Так, ранее тариф на перевозки карельского щебня в Московский регион на станции Московской железной дороги был выше тарифа на перевозку на станции Октябрьской железной дороги.

«Динамика перевозок подтверждает, что изменение тарифа не препятствует поставкам щебня из Карелии в Московский регион. Так, в 2015 году, по отношению к уровню 2014-го, темп снижения всех перевозок щебня из Карелии (1,3%) ниже среднего уровня внутрироссийских перевозок, который составляет 10,9%. Также перевозки из Карелии в Москву и область демонстрируют уверенный рост – 27,7%, при этом произошло снижение таких перевозок на 17,3% из других регионов», — отметила Кириллова.

Заместитель генерального директора, руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук также коснулся сезонности перевозок НСМ и заметил, что объём погрузки щебня на железнодорожном транспорте в значительной степени зависит от времени года. В связи с этим, по его словам, целесообразно предусмотреть возможность снижения тарифов на перевозку щебня в зимний период. Для ОАО «РЖД» предоставление сезонной скидки может быть интересно тем, что дополнительный доход от снижения тарифа на перевозку щебня в непиковый период и привлечения дополнительного объёма перевозки грузов в летний период может составить около 4,5 млрд руб.

Также в своем выступлении Савчук коснулся динамики изменения парка грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД» и ставок на предоставление полувагонов. Так, в 2015 году общий парк грузовых вагонов на сети снизился на 81,4 тыс. единиц, а парк полувагонов за аналогичный период сократился на 50,9 тыс. Сокращение парка полувагонов приводит к росту ставок на предоставление полувагонов до 500 руб./сут.

«Сейчас мы фактически доживаем последние месяцы с низкими ставками. В ближайшей перспективе на предоставление полувагонов они будут расти высокими темпами», — заметил спикер.

Начальник Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Иван Качура, рассказал о деятельности ЦМ по переработке нерудных строительных материалов.

«Мы предлагаем своим клиентам свыше 200 грузовых дворов по всей России, оборудованных инфраструктурой для переработки инертных грузов. При этом в Центральном регионе расположено 66 таких грузовых дворов.
Чтобы вы могли представить масштаб нашей деятельности, скажу, что в прошедшем 2015 году нами было переработано 400 000 вагонов инертных грузов, из них в Московском регионе – 62 000 вагонов».

Отдельно Иван Ильич коснулся работы с НСМ в Московском регионе. Отметил, что в московском железнодорожном узле функционирует большое количество станций. Наиболее загруженные из них – это Раменское, Воскресенск, Домодедово, Кунцево-2. Также рассказал о новых проектах.

«В настоящее время, в соответствии с решениями Инвестиционного комитета, мы ведем работу над проектами пяти терминалов инертных грузов в Московском регионе: строительство новых терминалов на станциях Солнечная и Лосиноостровская с перерабатывающей способностью 2,4 млн тонн в год каждый, а также реконструкция существующих терминалов на станциях Люберцы-2, Раменское и Новоиерусалимская. Сегодня мы начинаем предлагать нашим клиентам комплексную услугу «от двери до двери»: завоз-вывоз автотранспортом, предоставление подвижного состава, оформление и раскредитация провозных документов, ПРР и хранение», — сказал Качура.

В завершение мероприятия участники сошлись на том, что для достижения баланса на рынке перевозок нерудных строительных материалов нужно разработать комплекс мер, учитывающий технологические, экономические особенности и интересы всех участников процесса. Только так удастся разработать устраивающий всех коммерческий продукт.
По результатам мероприятия в газете «Гудок» будет размещен блок публикаций, включающий итоговый материал, а также мнения и позиции сторон, принимавших участие в дискуссии.

Адрес публикации Описание | Фотоотчёт | Контакты

Информация о конференции: http://crushedstone.su/