Над российским машиностроением и другими отраслями нависла большая угроза в связи с последними событиями. Нет одной детали — не произвести целый трактор. Список комплектующих, которые перестали поставляться из-за санкций, внушителен: двигатели, элементы гидравлики, пластиковые элементы корпуса, редукторы, коробки передач и даже краска.
Крупнейший производитель сельхозтехники «Ростсельмаш» из-за возникших трудностей прогнозирует снижение объемов производства на 30 %. У «Ростсельмаша» есть завод в Канаде (там производство дешевле), которого не коснулись санкции, но оттуда нельзя привезти продукцию, предприятие работает автономно.
Американские и европейские компании ушли с российского рынка, нарушены логистические цепочки. К тому же очень сложно адаптироваться к ситуации, которая меняется постоянно и непредсказуемо: сегодня есть договоренности — завтра нет.
Правительство рассчитывает на импортозамещение.
Но стопроцентное импортозамещение — это утопия.
Да, рынок освободился, но у отечественных производителей нет необходимых ресурсов, чтобы его заполнить в полной мере.
«Российский компонент по себестоимости получается на 30 % дороже, чем можно купить в странах Азии. Для производства готовых машин государство запустило меры поддержки — субсидии на приобретение техники крестьянами, на транспортировку за границу. Но этих мер не применили в отношении комплектующих. И производство комплектующих [выходит] дороже, чем в других странах», — объясняет совладелец «Ростсельмаша», председатель совета ТПП России по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики Константин Бабкин.
Константин Бабкин прогнозирует, что 80 % того, что покупалось на Западе, будет покупаться на Востоке. И только 20 % будет заменено на российские компоненты.
Скорее всего, импортозамещения не будет: один импорт заменится другим.
И в наших интересах, чтобы ситуация наладилась как можно скорее.
Источник: «Совет Константина Бабкина»