Поскольку с 1 июля 2017 года в соответствие с Градостроительным кодексом СТО НОСТРОЙ стали обязательными для всех компаний – членов СРО, инициативу руководства НОСТРОя о некой ревизии действующих стандартов и новом подходе к разработке новых СТО можно только приветствовать, пишет ancb.ru.
Главное, чтобы в условиях недостатка информации у сообщества не складывалось впечатления, что программа стандартизации сворачивается, а одно из обязательных по закону приоритетных направлений перестает быть приоритетным.
Чтобы прояснить ситуацию, Отраслевой журнал «Строительство» обратился за комментарием к исполнительному директору НОСТРОя Виктору Прядеину.
По его словам, пики разработок стандартов НОСТРОя пришлись на 2013 и на 2015 год. При этом есть хорошие стандарты, с графиками, чертежами и подробными рекомендациями, а есть откровенно слабые. Кроме того, у нынешнего руководства НОСТРОя есть ряд претензий к организации процедуры создания стандартов: отбору исполнителей, публичнымобсуждениям, срокам внесения замечаний и поправок в документы, принципам формирования стоимости работ и так далее.
Рассказывает Виктор Прядеин:
– Президентом НОСТРОя Андреем Молчановым на сентябрьском заседании Совета НОСТРОя был поставлен вопрос о том, что программу стандартизации Нацобъединения необходимо модернизировать в свете того, что стандарты НОСТРОЙ стали обязательными для компаний – членов СРО. Это совсем другая ситуация, нежели была раньше, когда стандарты создавались по инициативе профессиональных групп, объединенных в отраслевые комитеты, а сами стандарты были добровольными: хочешь – присоединяйся, не хочешь – никто заставлять не будет. Теперь СТО НОСТРОЙ стали обязательными для контроля с уровня СРО за деятельностью своих членов, но готовы ли мы все к этому? Я не уверен, что готовы – ни СРО не готовы, у которых нет таких специалистов для проверки соблюдения стандартов, ни подрядчики, потому что они большую часть этих стандартов не видели никогда. Для того, чтобы с людей что-то спрашивать, нужно сначала их в это погрузить, дать им качественные документы.
Я не хочу и не буду сейчас давать оценку той работе, которая уже была проделана в рамках программы стандартизации: она велась в соответствии с принятыми еще в 2010 году документами национального объединения. Прошлое мы не изменим. Но дальше так работать нельзя, поэтому мы хотим реформировать программу стандартизации и предлагаем три направления и три подхода к разработке стандартов.
Первый подход заключается в том, что крупные заказчики, крупные подрядчики и отраслевые объединения в состоянии сами решать, какие стандарты им нужны. И НОСТРОЙ здесь может выступать только как орган, который наделен полномочиями утверждать эти стандарты, организовывать работу по координации их разработки и включению в единую базу. Разумеется, платить за это какие-то большие деньги мы не будем: крупные компании сами в состоянии оплатить разработку этих документов.
Второе направление – это разработчики и производители современных строительных материалов и технологий. Они могут инициировать разработку стандартов на свою продукцию или технологии, обратиться в НОСТРОЙ для того, чтобы этот стандарт был легализован – стал обязательным для строительных СРО, и наша задача здесь состоит в контроле, в том, чтобы не было лоббирования конкретных узкоспециализированных интересов конкретного производителя. Такие стандарты не должны закрывать доступ на рынок другим производителям.
И третье направление – это мелкие и средние подрядчики, которые не имеют своего ярко выраженного лобби и средств для разработки стандартов на процессы производства работ. И вот это уже задача НОСТРОя – взять на себя разработку необходимых документов, это наша, если хотите, общественная функция. Но и здесь мы должны сначала провести анализ, пообщаться со строителями, понять, какие документы им нужны, и затем разрабатывать стандарты. И самое главное – эти документы должны быть востребованы производителями работ на конкретных строительных площадках. Поэтому мы думаем, что такие стандарты должны походить больше не на методическое пособие для обучения в строительном колледже, а на пооперационную инструкцию, которую можно открыть и применить непосредственно при производстве работ.
Для того, чтобы работу НОСТРОя по стандартизации переформатировать, нужно провести серьезный анализ как самой системы, так и того, что сделано. В прошлом году МГСУ по заказу НОСТРОя провел анализ стандартов в рамках ОКВЭД и выявил, на какие виды деятельности распространяются СТО НОСТРОЙ. На основе этого анализа мы отобрали 141 из 236 стандартов, которые решением Совета признали обязательными для строителей. Теперь нам нужно найти строителей, которые нам скажут, как они этими стандартами пользуются, выслушать их мнение и понять, как нам дальше строить свою работу.
Кроме того, мы хотим выяснить, какие стандарты нужно разработать в первую очередь. Например, раньше был СНиП «Техника безопасности в строительстве». За семь лет в НОСТРОе никто этим вопросом не занимался, а ведь этот стандарт отвечает за жизнь, здоровье и безопасность людей. Можно собрать и обобщить лучшие практики хороших подрядных организаций, сделать качественный документ и обязать не только работодателей, но и генподрядчиков его исполнять, чтобы снизился травматизм и повысилась безопасность труда на стройке.
Виктор Васильевич, если теперь работа над стандартами будет организовываться по-новому, то будут другие подходы и к разработке, и к приемке этих документов?
– Да, конечно, подход к разработке СТО НОСТРОЙ изменится, поскольку нам важно знать, кто именно в конечном итоге будет разрабатывать данный стандарт. Сейчас же мы наблюдаем целые цепочки «разработчиков»: например, в самом начале стоит уважаемый институт, а документ на самом деле делает какое-то ООО. Мы это хотим изменить и выработать определенные требования к авторскому коллективу. Кроме того, мы поменяем требования к процедуре обсуждения этих работ, потому что это должно быть реальное публичное обсуждение. И если документ висел на сайте НОСТРОя 30 дней и не получил ни одного замечания от самих строителей, это значит, что было плохо организовано обсуждение. Мы будем рассылать этот документ в организации, которые являются крупными заказчиками, в том числе, и государственными, отраслевым подрядчикам, в отраслевые институты на экспертизу, а также организовывать обсуждение через СРО. И по итогам будем принимать решение, оплачивать ли такую работу.
Но прежде, чем начинать писать стандарт и оплачивать работу, нужно, видимо понять, насколько этот стандарт нужен строителям? Каким образом вы собираетесь определять востребованность конкретных стандартов?
– Мы уже говорили о трех направлениях разработки стандартов, по которым мы собираемся двигаться: крупные заказчики и подрядчики, производители современных материалов и технологий и малый и средний бизнес. Сейчас мы хотим создать матрицу стандартов и посмотреть, по каким направлениям они есть, а по каким не хватает. Подобную работу в 2011 году сделал для НОСТРОя ЦНИИ Промзданий. Но только в отношении зданий. Кроме того, есть исследование МГСУ по ОКВЭДам. На основе этих двух подходов мы сделаем анализ, выясним, сколько еще стандартов необходимо для работы строителей и, соответственно, какие из них нам нужно разрабатывать. Кроме того, я уверен, что инициатива о разработке СТО должна идти, в том числе, и от небольших подрядных организаций. Так что оценка востребованности уже начинает пересматриваться сейчас.
И все-таки вы не уйдете от оценки того, что уже сделано, хотя бы в силу того, что часть стандартов разработана в 2011 году, появились новые документы, межправительственные соглашения, технологии и так далее. Более того, анализ может показать, что в качестве обязательных ряд стандартов нужно или серьезно перерабатывать, или отменять.
– Да, согласен, в какой-то момент этим нужно будет заняться. Мы должны понимать, какие из уже утвержденных стандартов мы должны приблизить к строителям. Ведь если они не будут востребованы при планировании и организации строительных работ, то это пустые документы. Например, если посмотреть третьи части старых СНиПов, то станет очевидно, что многие наши стандарты им сильно проигрывают в части детализации. Стандарт должен быть пооперационной инструкцией для строителя, он должен быть полезен при производстве работ, учитывать специфику работ и так далее. А если мы даем СРО и строителю неконкретный документ, то как мы можем проверить его исполнение? Никак. Тогда зачем нам в такой ситуации всех нагружать: СРО, строителей, заказчиков? Кроме того, невозможно на все виды строительных процессов сделать отдельные стандарты, это совершенно нереализуемая задача. Поэтому нужно выделить какую–то часть стандартов, самых актуальных, и начинать с ними работать.
Будут ли тексты стандартов отправляться на независимую экспертизу?
– Да, конечно, мы как заказчики стандартов разработаем детальные правила приемки документов – начиная с утверждения технического задания, причем не только в рамках отраслевого комитета НОСТРОя, как это было ранее, где сидели заинтересованные в этих стандартах люди.
– Но комитеты НОСТРОя и создавались для того, чтобы на одной площадке заинтересованные профессионалы в данном направлении определяли, что им нужно. В этом смысл работы комитетов. Да, там заинтересованные люди, но почему они должны быть не заинтересованы? И было бы странно, если бы дорожники обсуждали документы для сельского строительства… Кроме того, встает вопрос о профессионально подготовленном техническом задании на разработку стандарта. А исполнительная дирекция НОСТРОя в состоянии ли подготовить такое техзадание?
– Очевидно, что нет, потому что в дирекции нет таких специалистов, которые хорошо разбирались бы во всех областях строительства – от лифтов до дорог. А мы ведь как заказчики такую работу должны вести компетентно. Видимо, необходимо привлекать независимых экспертов уже на стадии разработки технического задания.
В ближайшие месяцы решение о разработке каждого стандарта будет приниматься индивидуально Советом НОСТРОя, и разработчики, и авторский коллектив, и рецензенты будут проводить защиту необходимости данного стандарта на заседании Совета НОСТРОя.
То есть, отраслевой комитет теперь может дать только свое мнение, а та процедура, которая ранее была в комитетах, теперь выносится на уровень Совета?
– Я думаю, что часть стандартов будет инициирована в рамках отраслевых комитетов, но защищать необходимость стандарта теперь нужно будет на Совете. Раньше Совет, доверяя решениям отраслевых комитетов, стандарты в большинстве случаев утверждал – практически без обсуждения.
И что, 30 членов Совета должны начать разбираться во всех процессах проведения работ – от буронабивных свай до устройства навесных фасадов?
– Если посмотреть состав Совета НОСТРОя, то мы увидим, что там большинство – это строители, и они в состоянии понять, что именно хотят заложить разработчики в стандарт. Только после одобрения Совета будет начинаться работа над стандартом.
Еще раз хочу сказать: ничего страшного с программой стандартизации не произошло, просто в связи с тем, что изменилось законодательство, нам нужно переформатировать работу. Поэтому каждый следующий договор и стандарт нужно будет гораздо более тщательно обосновывать, в том числе, и его стоимость, и авторский коллектив. Раньше была принята одна процедура, а теперь будет другая – только и всего.
Что будет с теми договорами, которые уже заключены на разработку стандартов?
– Будет очень серьезная ревизия по этим договорам – и самой работы, и сроков исполнения этих договоров. Большинство договоров заключены в период с 2013 по 2015 годы. И мне постоянно приносят на подпись допсоглашения о переносе сроков их исполнения. До сих пор около 40 договоров не закрыто. Если сроки нарушены и качество документа низкое, договор нужно расторгать.
Сроки могут быть нарушены по объективным причинам, и, кроме того, можно передвинуть сроки исполнения для того, чтобы получить качественный документ.
– Да, конечно, можно переносить сроки, если поступили замечания и их нужно учесть, но не до бесконечности. В этих ситуациях мы будем проводить серьезную ревизию того, что уже сделано, и если качество результатов работ низкое, то договоры будут расторгнуты с минимальными финансовыми потерями для НОСТРОя.
Будет ли новая программа стандартизации вынесена на съезд НОСТРОя в декабре?
– Президент Андрей Молчанов дал нам поручение сформулировать к съезду новые подходы к формированию программы стандартизации. Мы обсудим эти подходы на окружных конференциях, и с учетом этого обсуждения дадим свои предложения на съезд.
Будут ли выделяться деньги на стандартизацию в 2018 году?
– Да, конечно, какие-то средства заложены будут, но это будет планирование уже по факту поступления интересных предложений, которые одобрит Совет. В конце концов, есть такая статья как «резерв Совета», который всегда можно использовать по решению коллегиального органа управления НОСТРОЙ.
Лариса Поршнева
СПРАВОЧНО:
О месте СТО в системе технического регулирования в строительстве
Одной из функций Национальных объединений саморегулируемых организаций является разработка и утверждение стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (пункт 10 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса). Исполнение указанной функции – не право, а обязанность Национальных объединений саморегулируемых организаций.
Согласно статье 55.13 Градостроительного кодекса СРО осуществляет контроль за деятельностью своих членов, в т.ч. на предмет соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, включая соблюдение членами СРО требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций (пункт 1 части 2 статьи 55.13 ГК РФ.
Таким образом, осуществление контроля со стороны СРО за деятельностью своих членов в контексте стати 55.13 это также обязанность, а не право.
В соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ «О саморегулируемых организациях», п. 1 статьи 55.5. ГК РФ, ст. 21 ФЗ«О стандартизации в Российской Федерации» стандарты должны:
– соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам, в том числе техническим регламентам;
– разрабатываться с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации;
– устанавливать дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида для осуществления СРО контроля исполнения требований по производству работ в соответствии с выданными СРО допусками.
Таким образом, стандарты СРО и утвержденные НОСТРОЙ стандарты на процессы выполнения работ должны разрабатываться в развитие и в полном соответствии с правилами и общими принципами в отношении безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), содержащимися в документах федерального уровня (сводах правил и стандартах) используемых для целей оценки соответствия требованиям безопасности в строительстве.
Кроме того, в целях осуществления государственного контроля в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» СРО в области строительства обязаны направлять в Ростехнадзор (часть 2 статьи 20 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», пункт 2 Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций»)стандарты СРО и внесенные в них изменения в течение семи рабочих дней после их внесения постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.