В Екатеринбурге продолжается обсуждение Постановления Администрации города №739 от 05.05.2017 «Об утверждении перечня адресов объектов, архитектурно-градостроительный облик которых подлежит приведению в соответствие требованиям, установленным Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», в рамках подготовки к проведению игр Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Екатеринбурге».
В перечень объектов включены 2065 зданий, пишет ural-meridian.ru. Они располагаются в нескольких районах Екатеринбурга: во Втузгородке, на Химмаше, ВИЗе, Уралмаше, Ботанике, Юго-Западе и Эльмаше. Постановление предписывает Департаменту архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга, Комитету по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга и Комитету по организации бытового обслуживания населения Администрации города Екатеринбурга организовать мероприятия, направленные на приведение архитектурно-градостроительного облика зданий, строений, сооружений, адреса которых указаны в приложении, в соответствие требованиям, установленным Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург». По Постановлению собственники зданий должны провести паспортизацию фасадов и привести архитектурно градостроительный облик объектов в соответствие требованиям, установленным Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», до 31.05.2018 года.
В социальных сетях жителей разделились на сторонников и противников Постановления, которое уже окрестили «екатеринбургской реновацией». СМИ собирают мнение «экспертов», которые пытаются в постановлении найти ущемление прав горожан, «балконные» заголовки и статьи, например, «Якоба на всякого», критикуют Главу Администрации города Александра Якоба и подписанное им решение. Депутаты Городской думы и Члены комиссии по городскому хозяйству гордумы Екатеринбурга решили также отметиться в популизме, заявив что требования горадминистрации являются «несправедливыми», а телевизионная компания «4 канал» готовит теле-шоу между участниками возникших общественных дебатов.
ИА «Уральский меридиан» решило выслушать мнение экспертов – представителей юриспруденции и специалистов по оценке регулирующего воздействия (ОРВ), а также правозащитников.
Иван Кадочников, адвокат:
«Постановление Администрации города является законным. Аналогичные требования по фасадной части зданий содержатся в ст. 25 Жилищного Кодекса РФ, в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176). При этом, самостоятельное остекление балконов, изменение их размеров и форм, а также другие фасадные работы, проведенные жителями без согласования, подлежат устранению за счет инициатора незаконного переустройства и перепланировки».
Комментируя избирательный характер Постановления, Иван Кадочников дополнил: «Администрация МО «город Екатеринбург» обязано соблюдать действующее законодательство, принятое в части благоустройства фасадов домов. Так что это касается не только «гостевого маршрута», а 100% жителей муниципалитета».
Александр Трахтенберг, экономист:
«Если коротко отвечать на вопрос о законности требований Администрации Екатеринбурга в отношении остекления балконов и прочего, что выступает за пределы дома, то все железобетонно законно.
Люди должны, наконец, понять – нарушать закон всегда дорого. Все помнят, как все ездили без ремня, как только сделали за пустяковое нарушение 500 рублей штраф – почти все ездят с пристегнутым ремнем, к слову, я всегда ездил с ремнем – закон. Или ситуация вокруг перепланировок – народ понял, что лучше все делать по закону, чем потом прилетит больно в лоб. Есть тут другая сторона – никто им не объяснил незаконность таких действий – остекление балкона, манипуляции с кондиционером и прочее. Про «не знание закона..», вот уж не надо – это обязанность управляшек предоставлять всю информацию.
Юридическая конструкция тут очень простая – Правила благоустройства или как они там называются, принятые в рамках полномочий муниципалитета, над ними – закон о местном самоуправлении. Вопрос в другом, требование в адрес собственника жилья самостоятельно устранить и за свой счет – это право Администрации, но народ, конечно, будет всех посылать и опять попадать на деньги. Администрация идет в суд – его выигрывает и предъявляет судебные издержки. И таки это правильно – глупых надо учить.. Здесь действует такой же алгоритм, как и в ситуации с незаконным строительством – там все давно отработали…
По большому счету, требование Администрации распространяется абсолютно на все жилые здания города Екатеринбурга, «гостевой маршрут» – это удобный предлог придти, хотя бы, в 2065 домов. Но тот факт, что предъявили только этим домам никак не является основанием для невыполнения этого требования. Другой разговор, что внешний вид, как правильно указывают граждане, является далеко не первым в ряду проблем в сфере ЖКХ. Но с чего-то надо начинать.
В любом случае, Администрация Екатеринбурга, раз эту тему уже стали обсуждать, должна обязать управляющие компании информировать собственников, о правах и обязанностях. Тут есть один деликатный момент – люди считают, раз они собственники, то могут делать со своей собственностью, что угодно, но это категорически неправильное утверждение. Но штука в том, что, по сути, они собственники квадратных метров внутри стен, а вот внешний периметр жилого здания им никак не принадлежит, по крайней мере, отдельно взятому собственнику отдельно взятой квартиры».
Сергей Беляев, правозащитник, Президент общественного объединения «Сутяжник»:
«Жилищный кодекс наделяет орган местного самоуправления полномочиями в области архитектуры, строительства и надзора, принимая локальные акты. Конечно, Мэрия позволяет себе присваивать дополнительные права, но на территории города действующие (не отмененные судом или компетентными органами) Акты распространяются на всех жителей и субъекты предпринимательской деятельности. К сожалению, распространена практика избирательного применения норм, что в данном случае имеется. Нужно отметить, что пропаганда о приведении в соответствие это одно, а конкретные действия (разборка, срезка и т.д. чего-то с фасадов) должны производиться по конкретному предписанию конкретному собственнику от компетентного органа. Действия же конкретного должностного лица, если в нем будут признаки нарушения закона или ущемления прав, возможно обжаловать в суде. Кроме того, в большинстве случаев, дома в части объектов общего пользования обслуживаются управляющими компаниями. К ним тоже должны быть вопросы».
Антон Кудряков, правозащитник:
«Все мы хотим, чтобы Екатеринбург был красивым городом и выглядел достойно в глазах гостей, которые приедут к нам на ЧМ-2018. Действия администрации города направлены на гармонизацию архитектурного облика и элементов фасадов зданий, и в этом смысле ее действия преследуют благие цели. Однако правомерность избранных средств не столь очевидна.
Фактически на жителей, попавших в перечень из 2065 домов, расположенных вдоль гостевого маршрута ЧМ-2018, возложена обязанность за счёт собственных сил и средств разработать паспорта фасадов своих зданий, согласовать их с Департаментом архитектуры и градостроительства и принять меры к приведению их в надлежащий вид в соответствии с утверждёнными нормативными правовыми актами:
- Правилами благоустройства, утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61.
- Положением о порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика существующего здания, строения, сооружения, утвержденном постановлением Администрации города Екатеринбурга от 09.11.2015 № 3198.
- Требованиями к содержанию отдельных конструктивных элементов фасадов, к дополнительному оборудованию, дополнительным элементам и устройствам, размещаемым на фасадах зданий, строений, сооружений, утвержденными постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02.12.2015 № 3517 «Об утверждении.
- Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика существующего здания, строения, сооружения», утвержденным постановлением Администрации города Екатеринбурга от 23.08.2016 № 1695.
В частности, жители должны демонтировать остекление своих балконов, перекрасить их в единый цвет и т.п., что может рассматриваться как вмешательство в осуществление ими своего права частной собственности, т.е. права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему собственному усмотрению.
Публичные интересы, в данном случае обеспечение красивого и гармоничного архитектурно-градостроительного облика фасадов зданий, могут допускать ограничение права собственности жителей домов, однако в соответствии с Конституцией РФ, статьей 55 (частью 3), это ограничение должно быть обязательно предусмотрено федеральным законом.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 25 части 1 статьи 16) наделяет органы местного самоуправления городского округа полномочиями по утверждению правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих требования к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий.
Требование о соответствии фасадов зданий согласованному в установленном порядке архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства, информация о котором содержится в паспорте фасадов, впервые было введено городской думой в правила благоустройства только в 2015 году.
Само по себе требование к собственникам квартир согласовывать внешний вид фасада балконов с целью гармонизации внешнего облика зданий можно признать правомерным.
Однако как быть жителям, которые застеклили свои балконы до 2015 года? Они не нарушали нормативные предписания и действовали добросовестно в соответствии со своим разумением и возможностями. По конституционно-правовому смыслу закон обратной силы не имеет, и принятые администрацией муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие обязанность согласования архитектурно-градостроительного облика существующего здания, не могут распространяться на правоотношения, возникшие в связи с остеклением балконов до 2015 года. В частности, из обязанности согласовывать внешний вид балконов после 2015 года не вытекает обязанность демонтировать остекление, произведенное до 2015 года.
Требование демонтировать ранее произведенное остекление не имеет правовых оснований. Не случайно в пункте 4 постановления Администрации Екатеринбурга № 739 от 05.05.2017 «Об утверждении перечня адресов объектов, архитектурно-градостроительный облик которых подлежит приведению в соответствие требованиям, установленным Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», в рамках подготовки к проведению игр Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Екатеринбурге» выражается лишь рекомендация провести паспортизацию фасадов объектов и привести архитектурно градостроительный облик объектов в соответствие требованиям, установленным Правилами благоустройства.
Как обеспечить гармоничный внешний вид фасадов зданий, расположенных вдоль гостевого маршрута ЧМ-2018, остается задачей, требующей своего решения. Однако я считаю, что это не должно производиться за счет населения, чье благосостояние в последнее время оставляет желать лучшего».
Василий Рыбаков, правозащитник, Межрегиональная общественная организация «Гражданский альянс за права человека»:
«Очень жаль, что жители городов начинают задумываться о законности того или иного поступка власти, только когда это начинает касаться непосредственно их. Как известно, в правилах благоустройства г. Екатеринбурга уже не один десяток лет прописаны требования к фасаду домов находящихся на территории города. На протяжении десятилетий администрация имела право привлекать к ответственности жителей, вносящих несогласованные изменения фасада дома, но не пользовалась этим правом.
И вот случай, когда мэрия решила использовать это право!
Конечно, понятны чувства жителей, которых затронет необходимость изменять свои фасад под требования мэрии, но жители десятилетия не замечали те нормативно-правовые акты, которые принимали избранные ими депутаты городской думы и мэр Екатеринбурга.
Требования администрации Екатеринбурга не противоречат нормативно-правовым актам и жителям придется подчиниться. Так же стоить отметить, что не только жители гостевых маршрутов должны быть обеспокоены ситуацией, но и все остальные, так как и их могут в любой момент попросить привести фасад их дома к первозданному виду. В данной ситуации остается посоветовать жителям больше внимание уделять деятельности депутатов и изучать нормативно правовые акты принимаемые избранниками, а не разводить шумиху по решениям, которые только сейчас начинают затрагивать их интересы«.
Нормативные требования по паспортизации фасадов с ноября 2015 года размещены на официальном сайте МО «город Екатеринбург», где с ними и стоит ознакомиться, чтобы не попасть в ситуацию, которую предлагает обсудить в эфире «4 канала» Евгений Енин, телеведущий, заместитель руководителя-начальник отдела по агитационно-пропагандистской работе исполнительного комитета свердловского регионального отделения партии «Единая Россия».